Хронография действующих систем метрополитена
- 1863 — Лондон (Великобритания)
- 1868 — Нью-Йорк (США) — открылся как надземная железная дорога. Первая подземная линия открылась в 1904 году. Три системы различных операторов объединены в одну в 1940 году.
- 1869 — Афины (Греция) — открылся как городская железная дорога. Переведён на электрическую тягу в 1904 году.
- 1875 — Стамбул (Османская империя), подземный фуникулёр
- 1892 — Чикаго (США) — открылся как надземная железная дорога. Первая подземная линия открылась в 1943 году.
- 1893 — Ливерпуль (Великобритания), надземная железная дорога. Закрыта в 1956 году.
- 1896 — Будапешт (Австро-Венгерская империя) — первый метрополитен на Европейском континенте, первый метрополитен в мире на электрической тяге.
Глазго (Великобритания) - 1897 — Бостон (США)
- 1900 — Париж (Франция)
- 1901 — Вупперталь (Германия), подвесная дорога
- 1902 — Берлин (Германия)
- 1907 — Филадельфия (США)
- 1908 — PATH (США) — подземная железная дорога, связавшая тоннелем под рекой Гудзоном Нью-Йорк и территорию штата Нью-Джерси.
Генуя (Италия) — открылся трамвайный тоннель; с 1990 года входит в состав метрополитена. - 1912 — Гамбург (Германия)
- 1913 — Буэнос-Айрес (Аргентина)
- 1918 — Сан-Франциско (США) — открылся трамвайный тоннель с двумя подземными станциями; с 1980 года входит в состав лёгкого метро.
- 1919 — Мадрид (Испания)
- 1924 — Барселона (Испания)
- 1927 — Токио (Япония)
- 1928 — Осло (Норвегия) — сеть пригородных трамваев с подземными участками; переоборудована в метрополитен в 1966 году.
Рочестер (США), подземный трамвай. Закрыт в 1956 году. - 1933 — Осака (Япония), Стокгольм (Швеция), трамвайный тоннель; с 1950 года входит в состав метрополитена.
- 1935 — Москва (СССР), Ньюарк (США), лёгкое метро
- 1950 — Стокгольм (Швеция)
- 1954 — Торонто (Канада)
- 1955 — Кливленд (США), Ленинград (СССР; ныне — Санкт-Петербург), Рим (Италия)
- 1957 — Брюссель (Бельгия), трамвайный тоннель, Нагоя (Япония)
- 1959 — Лиссабон (Португалия), Хайфа (Израиль), подземный фуникулёр
- 1960 — Киев (СССР)
- 1964 — Милан (Италия)
- 1966 — Вена (Австрия), трамвайный тоннель (с 1980 года частично входит в состав метрополитена), Монреаль (Канада), Осло (Норвегия), Тбилиси (СССР)
- 1967 — Баку (СССР), Эссен (Германия), скоростной трамвай
- 1968 — Кёльн (Германия), скоростной трамвай, Роттердам (Нидерланды), Франкфурт-на-Майне (Германия)
- 1969 — Мехико (Мексика), Пекин (Китай)
- 1971 — Мюнхен (Германия), Саппоро (Япония)
- 1972 — Иокогама (Япония), Нюрнберг (Германия), Сан-Франциско (США), метроэлектричка
- 1973 — Пхеньян (КНДР)
- 1974 — Прага (Чехословакия), Сан-Паулу (Бразилия), Сеул (Южная Корея)
- 1975 — Антверпен (Бельгия), трамвай, пре-метро, Бонн (ФРГ), лёгкое метро, Ганновер (ФРГ), лёгкое метро, Новый Афон (СССР), миниметро, Сантьяго (Чили), Харьков (СССР)
- 1976 — Брюссель (Бельгия), Вашингтон (США), Вена (Австрия), Шарлеруа (Бельгия), лёгкое метро
- 1977 — Амстердам (Нидерланды), Кобе (Япония), Марсель (Франция), Мюльхайм-на-Руре (Германия), скоростной трамвай, Ташкент (СССР), Ливерпуль (Великобритания), метроэлектричка
- 1978 — Лион (Франция), Эдмонтон (Канада), лёгкое метро
- 1979 — Атланта (США), Бохум (Германия), скоростной трамвай, Бухарест (Румыния), Гонконг (Британская империя), Рио-де-Жанейро (Бразилия)
- 1980 — Ньюкасл-апон-Тайн (Великобритания), Сан-Франциско (США), миниметро
- 1981 — Дюссельдорф (Германия), скоростной трамвай, Ереван (СССР), Калгари (Канада), Киото (Япония), Фукуока (Япония)
- 1982 — Хельсинки (Финляндия)
- 1983 — Балтимор (США), Каракас (Венесуэла), Лилль (Франция)
- 1984 — Волгоград (СССР), подземный трамвай, Гельзенкирхен (Германия), скоростной трамвай, Дортмунд (Германия), скоростной трамвай, Калькутта (Индия), Майами (США), надземка, Манила (Филиппины), Минск (СССР), Питтсбург (США), лёгкое метро, Тяньцзинь (Китай)
- 1985 — Буффало (США), лёгкое метро, Горький (СССР; ныне — Нижний Новгород), Зерфаус (Австрия), подземная одноколейная железная дорога, Китакюсю (Япония), монорельс, Порту-Алегри (Бразилия), надземка, Пусан (Южная Корея), Ресифи (Бразилия), Штутгарт (Германия), скоростной трамвай
- 1986 — Белу-Оризонти (Бразилия), Ванкувер (Канада), Кривой Рог (СССР), скоростной трамвай, Новосибирск (СССР), Цюрих (Швейцария), трамвайный тоннель
- 1987 — Детройт (США), монорельс, Каир (Египет), Куйбышев (СССР; ныне — Самара), Лондон, лёгкое метро, Сингапур (Сингапур), Сэндай (Япония)
- 1988 — Валенсия (Испания)
- 1989 — Гвадалахара (Мексика), Джексонвилл (США), Херне (Германия), скоростной трамвай
- 1990 — Генуя (Италия)
- 1991 — Билефельд (Германия), метротрам, Лозанна (Швейцария), Монтеррей (Мексика), Свердловск (СССР; ныне — Екатеринбург), Терезина (Бразилия), лёгкое метро
- 1992 — Дуйсбург (Германия), метротрам, Саас-Фе (Швейцария), подземный фуникулёр, Тулуза (Франция)
- 1993 — Лос-Анджелес (США), Неаполь (Италия), Сент-Луис (США), лёгкое метро, Шанхай (Китай)
- 1994 — Хиросима (Япония), Руан (Франция), скоростной трамвай
- 1995 — Бильбао (Испания), Варшава (Польша), Днепропетровск (Украина; ныне — Днепр), Куала-Лумпур (Малайзия), надземное метро, Медельин (Колумбия), надземка, Ченнаи (Индия), надземное метро
- 1996 — Анкара (Турция), Тайбэй (Тайвань)
- 1997 — Гуанчжоу (Китай), Тэгу (Южная Корея)
- 1998 — София (Болгария)
- 1999 — Бангкок (Таиланд), надземное метро, Инчхон (Южная Корея), Катания (Италия), Солт-Лейк-Сити (США), лёгкое метро, Тегеран (Иран)
- 2000 — Измир (Турция), Стамбул (Турция), Стокгольм (скоростной трамвай Tvärbanan с подземными участками)
- 2001 — Бразилиа (Бразилия), Лима (Перу) (тестовая эксплуатация), Оттава (Канада), лёгкое метро
- 2002 — Бурса (Турция), Дели (Индия), Копенгаген (Дания), Рен (Франция), Чанчунь (Китай), лёгкое метро
- 2003 — Далянь (Китай), Лима (Перу) (регулярная эксплуатация), Наха (Япония), монорельс
- 2004 — Гаага (Нидерланды), трамвайный тоннель, Кванджу (Южная Корея), Лас-Вегас (США), монорельс, Миннеаполис (США), метротрам, Москва (Россия), монорельс, Сан-Кристина (Италия), подземный фуникулёр, Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), Ухань (Китай), Шэньчжэнь (Китай)
- 2005 — Вальпараисо (Чили), Казань (Россия), Нанкин (Китай), Порту (Португалия), метротрам, Чунцин (Китай), надземное метро
- 2006 — Валенсия (Венесуэла), Маракайбо (Венесуэла), Турин
- (Италия), Тэджон (Корея)
- 2007 — Аликанте (Испания), метротрам, Пальма-де-Мальорка (Испания)
- 2008 — Гаосюн (Тайвань), Краков (Польша), трамвайный тоннель, Перуджа (Италия), миниметро
- 2009 — Адана (Турция), лёгкое метро, Дубай (ОАЭ), Санто-Доминго (Доминиканская Республика), Севилья (Испания), лёгкое метро
- 2010 — Чэнду (КНР), Шэньян (КНР), Фошань (КНР), Мекка (Саудовская Аравия), Белград (Сербия), метроэлектричка, Мальмё (Швеция), метроэлектричка, Венеция (Италия), миниметро
- 2011 — Мешхед (Иран), Бангалор (Индия), Сиань (КНР), Алжир (Алжир), Алма-Ата (Казахстан)
- 2012 — Сучжоу (КНР), Куньмин (КНР), Ыйджонбу (Корея), надземное метро, Познань (Польша), трамвайный тоннель, Форталеза (Бразилия), Ханчжоу (КНР).
- 2013 — Брешиа (Италия), Харбин (КНР), Гургаон (Индия), надземное метро, Чжэнчжоу (КНР), Лейпциг (Германия), метроэлектричка
- 2014 — Панама (Панама), Чанша (КНР), Нинбо (КНР), Мумбаи (Индия), надземное метро, Салвадор (Бразилия), Уси (КНР), Малага (Испания), метротам, Шираз (Иран).
- 2015 — Джайпур (Индия), Ченнаи (Индия), Тебриз (Иран), Аддис-Абеба (Эфиопия), лёгкое метро, Исфахан (Иран), Циндао (КНР), Наньчан (КНР)
- 2016 — Фучжоу (КНР), Дунгуань (КНР), Наньнин (КНР), Хэфэй (КНР), Тайчжун (Тайвань), Ашхабад (Туркмения), монорельс
- 2017 — Таоюань (Тайвань), Коччи (Индия), надземное метро, Шицзячжуан (КНР), Чанчунь (КНР), Лакхнау (Индия), Гранада (Испания), скоростной трамвай, Хайдарабад (Индия), надземное метро, Гуйян (КНР), Сямынь (КНР).
- 2018 — Абуджа (Нигерия), ЛРТ, Урумчи (КНР).
- 2019 — Цзинань (КНР), Вэньчжоу (КНР), Ноида (Индия), надземное метро, Ахмадабад (Индия), надземное метро, Нагпур (Индия), надземное метро, Джакарта (Индонезия)[8], Доха (Катар), Сидней (Австралия), Ланьчжоу (КНР), Чанчжоу (КНР), Сюйчжоу (КНР), Аомынь (бывш. Макао), лёгкое метро, Хух-Хото (КНР).
Комментарии
Отправить комментарий